О проекте
Поддержка

Сайт поддерживается в рамках реализации гранта Российского научного фонда


Тема: «Коллективная биография преподавателей российских университетов в зеркале социальной истории (вторая половина XVIII в. – начало XX в.»
Проект № 18-18-00121
Сроки реализации: 2018–2020 гг.

Цель и задачи

Цель: реконструкция истории российских университетов второй половины XVIII – начала XX в. через призму корпоративной истории и коллективной биографии в сравнительной перспективе
Задачи:
- реконструкция исторической роли университетов в социально-политической истории России второй половины XVIII – начала XX в.
- создание и поддержка в сети Интернет информационного ресурса (портал «История Российской высшей школы в виртуальном пространстве»), аккумулирующего источники и исследования по истории российских университетов и содержащего инструменты интерактивного взаимодействия пользователя с базой данных (поиск, выборка по заданным критериям)
- создание базы данных профессоров и преподавателей российских университетов второй половины XVIII – начала XX в.
- построение коллективной биографии университетского сообщества в контексте социально-политической истории России
- построение в сравнительной перспективе корпоративной истории российских университетов второй половины XVIII – начала XX в., выявление ее основных этапов

В течение первого года реализации проекта (2018):

– разработана комплексная библиография по теме «Российские университеты второй половины XVIII – начала XX в.: корпоративная история и социальный портрет»

– сформирован список источников и исследований для создания базы данных электронного ресурса «История Российской высшей школы в виртуальном пространстве»

– создан и запущен сайт http://russianuniversityhistory.tsu.ru

– составлен словник для биографической базы данных «Профессора и преподаватели российских университетов (вторая половина XVIII – начало ХХ в.)»

– разработан формуляр словарной статьи для биографической базы данных «Профессора и преподаватели российских университетов»)

– подготовлена серия статей по тематике проекта:

1. Фоминых С.Ф., Степнов А.О. М.А. Рейснер и провинциальный аспект академических конфликтов в сообществе Императорского Томского университета // Bylye Gody. 2018. Vol. 48. Is. 2. P. 804–816

2. Грибовский М.В. Конфликты в преподавательской среде как маркеры университетской жизни России рубежа XIX–XX веков // Клио. 2018. № 8 (140). С. 49–57

3. Андреев А.Ю. Университетская теология в Российской империи: исторический опыт // Теология и образование. 2018. Ежегодник научно-образовательной теологической ассоциации. М.: Издательский дом "Познание", 2018. С. 366–377

4. Фоминых С.Ф. Между Сциллой послушания и Харибдой независимости: конфликт профессоров Императорского Томского университета П.М. Богаевского и Н.Я. Новомбергского осенью–зимой 1911–1912 гг. // Вестник ТГУ [в печати]

5. Ростовцев Е.А. Академия наук и Санкт-Петербургский университет // Миллеровские чтения - 2018: Преемственность и традиции в сохранении и изучении документального академического наследия. СПб., 2018. С. 511–519

6. Некрылов С.А., Фоминых С.Ф. Пироговские съезда врачей как метод коммуникации в научной среде в конце XIX – начале XX в. // Мавродинские чтения. СПб., 2018. С. 541–545

7. Грибовский М.В. Феномен профессорского дисциплинарного суда в российских университетах начала XX в. // Мавродинские чтения. СПб., 2018. С. 534–537

8. Ростовцев Е.А. Проблемы коллективного портрета и социальной биографии преподавательского корпуса университетов дореволюционной России // Мавродинские чтения. СПб., 2018. С. 516–519

9. Андреев А.Ю. Корпоративное старшинство в Московском университете во второй половине XVIII в. – начале XIX в. Как отражение адаптации профессорской должности в России // Мавродинские чтения. СПб., 2018. С. 508–512

 

В течение второго года реализации проекта (2019):

– продолжено наполнение ресурса «История Российской высшей школы в виртуальном пространстве» (http://russianuniversityhistory.tsu.ru/)

– создана интерактивная база данных «Профессора и преподаватели российских университетов (вторая половина XVIII – начало ХХ в.)» (http://persons.russianuniversityhistory.tsu.ru/)

– разработан план коллективной монографии «Социальная история и коллективная биография российских университетов (вторая половина XVIII – начало ХХ в.)».

– подготовлена серия статей по тематике проекта:

1. Фоминых С.Ф., Степнов А.О. Чествования памяти Н.В. Гоголя (в 1902 и 1909 гг.) и «Шевченковские вечера» как инструментарий политической идентичности либеральной профессуры г. Томска // Русин. 2018. № 54 Вып. 4. С. 126–144

2. Gribovskiy M. Pre-revolutionary Russian Universities in Modern Historiography // Вестник СПбГУ. История.

2019. Т. 64. Вып. 1. С. 192–210

3. Андреев А.Ю. История научной аттестации в высших школах Российской империи // Вестник СПбГУ. История. 2019. Т. 64. Вып. 1. С. 293–303

4. Tsygankov D.A. Robert Wipper and the Community of the Moscow Historians in Pre-revolution Time // Вестник СПбГУ. История. 2019. Т. 64. Вып. 1. С. 222–234

5. Грибовский М.В., Сорокин А.Н. Нормы корпоративной этики в российской университетской среде конца XIX – начала XX в. // Bylye Gody. 2019. Vol. 51. Is. 1. P. 314–324

6. С.Ф. Фоминых, И.А. Дунбинский, С.А. Некрылов. К истории комплектования книжных фондов Научной библиотеки Томского университета // Вестник ТГУ. История. 2019. № 58. С. 60–64

7. Nekrylov S.A., Stepnov A.O., Fominykh S.F. Medical education and academic traditions in universities and institutes of European countries through the eyes of professors, teachers and staff of the Imperial Tomsk University (1902–1914) // History of Medicine. 2019, 6(1). Pp. 45–53

8. Некрылов С.А., Степнов А.О., Фоминых С.Ф. Медицинское образование и академические традиции в университетах и институтах европейских стран глазами профессоров, преподавателей и сотрудников Императорского Томского университета (1902–1914 гг.) // История Медицины. 2019. Т. 6. №1. С. 58–70

9. Цыганков Д.А., Наумов П.Ю. Ученики П.Г. Виноградова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской православной церкви. 2019. Вып. 89. С. 115–147

10. Фоминых С.Ф., Степнов А.О. Коллективный портрет профессоров Императорского Томского университета в зеркале их взаимоотношений со студенчеством (конец XIX – начало XX вв.) // Вестник ТГУ. 2019. № 446.  С. 159–169

11. Баринов Д.А. Студенческий протест 1887 г.: связи С.-Петербургского и Казанского университетов // Русский логос – 2: Модерн – границы контроля. СПб., 2019. С. 632–635

12. Ростовцев Е.А. [Рец.: ] О. Б. Вахромеевa. Преподавание наук на Высших женских (Бестужевских) курсах (1878–1918). РОССПЭН. М. 2018. 903 с. // Вопросы истории. 2019. № 11. С. 279–285

13. Ростовцев Е.А., Сидорчук И.В. "Ничто земное не существует без небесного": К истории преподавания богословия в Петербургском университете // Клио. 2019. № 10 (154). С. 151–159

 

В течение третьего года реализации проекта (2020):

– продолжено наполнение каталога «История Российской высшей школы в виртуальном пространстве» (http://russianuniversityhistory.tsu.ru/)

– продолжено заполнение базы данных «Профессора и преподаватели российских университетов (вторая половина XVIII – начало ХХ в.)» (http://persons.russianuniversityhistory.tsu.ru/)

– подготовлен текст коллективной монографии «Социальная история и коллективная биография российских университетов (вторая половина XVIII – начало ХХ в.)».

– подготовлена серия статей по тематике проекта:

1. Андреев А.Ю. Мобильность профессоров в университетской системе Российской империи XIX – начала XX века // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 68–93.

2. Андреев А.Ю. Статистическое исследование университетской профессуры в Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2021 [в печати].

3. Грибовский М.В. Лекция как форма организации учебного процесса глазами университетских профессоров и студентов конца XIX – начала XX в. // Философско-педагогическое наследие С.И. Гессена и современные проблемы образования, воспитания, культуры: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием – традиционных пятых Гессеновских чтений, посвященных 130-летию со дня рождения С.И. Гессена (Томск, 1–2 марта 2018 г.) / Отв. ред. С.А. Некрылов, И.А. Дунбинский. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2020. С. 52–56.

4. Грибовский М.В. Николай Андреевич Гредескул: Профессор эпохи Русской революции // Новый исторический вестник. 2020. № 1 (63). С. 116–127.

5. Грибовский М.В. Студенческое движение рубежа XIX–XX веков глазами университетской профессуры // Академик А.С. Лаппо-Данилевский в памяти научного сообщества / Отв. ред. В.В. Козловский, А.В. Малинов. СПб.: Интерсоцис, 2019. С. 526–544.

6. Грибовский М.В. Трудности университетской карьеры в России в конце XIX – начале XX века // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 2. С. 146–159.

7. Дунбинский И.А., Костылева Е.А. Первые профессора Императорского Томского университета : Проект штатов физико-математического и историко-филологического факультетов (1883–1887) // Вестник Томского государственного университета. 2021 [в печати].

8. Дунбинский И.А., Костылева Е.А. Первые проекты профессорско-преподавательских штатов Императорского Томского университета (1883–1884 гг.) // Философско-педагогическое наследие С.И. Гессена и современные проблемы образования, воспитания, культуры: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием – традиционных пятых Гессеновских чтений, посвященных 130-летию со дня рождения С.И. Гессена (Томск, 1–2 марта 2018 г.) / Отв. ред. С.А. Некрылов, И.А. Дунбинский. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2020. С. 56–60.

9. Некрылов С.А. Проблематика докладов на заседаниях юридического общества при Томском университете // Академик А.С. Лаппо-Данилевский в памяти научного сообщества / Отв. ред. В.В. Козловский, А.В. Малинов. СПб.: Интерсоцис, 2019. С. 575–586.

10. Некрылов С.А., Фоминых С.Ф., Степнов А.О. Императорский Томский университет и Русское географическое общество (конец XIX – начало XX вв.) // Вестник Томского государственного университета. 2020 [в печати].

11. Ростовцев Е.А. Российские университеты в условиях краха старого порядка: корпоративные и политические стратегии // Journal of modern russian history and historiography. 2020. № 13. P. 113–149.

12. Ростовцев Е.А., Баринов Д.А. Столичная и провинциальная профессура российских университетов: опыт просопографического исследования (1884–1917) // Вопросы истории. 2020. № 11-2. С. 237–249.

13. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Младший партнёр? Юрьевский университет второй половины XIX – начала ХХ вв. в судьбах столичных универсантов // Клио. 2020. № 11. С. 95–109.

14. Фоминых С.Ф. Чествование памяти А. С. Лаппо-Данилевского на заседании Историко-археологического общества при Томском университете в сентябре 1919 г. // Академик А.С. Лаппо-Данилевский в памяти научного сообщества / Отв. ред. В.В. Козловский, А.В. Малинов. СПб.: Интерсоцис, 2019. С. 586–593.

15. Цыганков Д.А. В.И. Герье и формирование памяти о С.М. Соловьеве в Московском университете // С.М. Соловьев и его эпоха : К 200-летию со дня рождения историка (Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием) / отв. ред. В.Н. Захаров. М.: Ин-т рос. истории Рос. акад. наук., 2020. С. 212–221.

16. Цыганков Д.А. Т.Н. Грановский в коммеморативной практике сообщества московских историков // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской православной церкви. 2020. Вып. 93. С. 57–76.

17. Цыганков Д.А., Андреев А.Ю., Наумов П.Ю. Крыловская история: Формирование этики профессорского служения // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской православной церкви. 2020. Вып. 94. С. 112–130.

Обновления на сайте